Карамазовы

Спектакль протяженностью более четырёх часов поначалу вызывает противоречивые чувства. Некоторые эпизоды кажутся лишь новомодным заигрыванием с публикой, но вскоре становится понятно, что режиссёр бросает открытый вызов хохочущему зрителю.

Константин Богомолов воплотил на мхатовской сцене настоящий ад, по-другому не скажешь. Режиссёр не указывает дорогу в светлое будущее, не обнадёживает, не ищет никому оправданий. Вместо этого призывает оглянуться вокруг, чтобы увидеть, в какой России мы живём, каким воздухом мы дышим — не «смердящим» ли, как герои спектакля. Постановка полна экстравагантных режиссёрских находок, но, по сути, они менее экстремальны, чем в другом мхатовском спектакле Богомолова — «Идеальном муже», который не сходит со сцены. Виктор Вержбицкий исполняет роли и старца Зосимы, и Смердякова, объединяя несоединимое. В роли Алёши Карамазова выступает совсем не юная Роза Хайруллина, вызывая поначалу недоумение зала. В Скотопригоньевске, каким его показал Богомолов, царят коррупция, безнравственность, цинизм и ханжество: в небесах здесь пусто, над верой насмехаются, а искать Человека бесполезно. Поэтому Алёша Карамазов и не делает попыток бороться со злом. Вместе со своей избранницей Лизой Хохлаковой он спрыгнет с крыши. Сцена сверкает мрачным гламуром, на фоне глянцевых черных декораций разворачивается настоящая агония, которую, вполне возможно, Достоевский и предвидел из своего века. Самым логичным завершением этого кошмара становятся похороны. Герои, бьющиеся насмерть за зловонные деньги, заканчивают свой земной путь на кладбище, а вместо памятников на их могилах — унитазы.